Развитие речи после года − сколько языков может выучить ребенок?
Как определить развитие речи после года? Большинство детей в возрасте от одного года и до полтора года произносят около 30 слов «своим языком», и могут эти слова сложить в примитивную фразу.
В 1,5 года малыш понимает целые предложения, с интересом рассматривает рисунки, прислушиваясь к комментариям взрослых, может повторить простые четверостишия.
Два языка…
На втором году жизни малыш легко может овладеть сразу двумя-тремя языками, если растет в двуязычной семье и родители разговаривают с ним каждый на своем языке. Это не является дополнительной нагрузкой для ребенка и практически не зависит от его естественных способностей, но вместе с тем могут возникнуть трудности с правильным произношением слов. Также на развитие речи ребенка влияет мелкая моторика.
В возрасте 1,5 года малыш намного лучше понимает, чем говорит сам. Он знает названия многих игрушек, участков тела, лицо, предметов домашнего обихода, хорошо знает названия действий, с которыми часто сталкивается в жизни.
Если вы в процессе общения с ребенком повторяете одни и те самые слова и просите выполнить какие-то несложные действия, малыш постепенно их выучит. И хотя пока что и не будет произносить их, но будет знать, что они означают. Играясь с малышом, объясняйте словами, который именно надо сделать или принести; чтобы он лучше усвоил просьбу, можно объяснить его значения жестами.
В два года…
В два года ребенок спокойно воспринимает нескладные рассказы, особенно если они иллюстрированы рисунками с разнообразными эпизодами из жизни.
Приблизительно в этом возрасте происходит «прыжок» в формировании речи у ребенка: каждый день от малыша можно услышать новое слово, а общее их количество может составлять до 200-300. Но не следует к этому относиться как к обязательному результату. Незачем волноваться, если в два года запас слов, который произносит ваш ребенок, — намного меньше, главное, чтобы приблизительно столько слов он понимал. В один замечательный день ваши общие усилия не пройдут напрасно и ребенок начнет разговаривать, вдобавок, возможно, сразу — словосочетаниями или предложениями.
Способности
Дети способны понять в пять раз больше слов, чем они произносят. Стимулом для развития речи служат положительные эмоции. Из первых месяцев жизни ласковые слова мамы ассоциируются у малыша с удовлетворением, поскольку она является источником удовлетворения его нужд. Если же ребенок не привыкший к вашему вниманию, то у него будет задерживаться развитие языка и, соответственно — произношение слов.
Сначала ребенку становится понятной язык тех, кто чаще и дольше с ним находится. Разговор посторонних людей малыш начинает понимать чуть позже. Чтобы не возникло проблем с формированием речи, желание малыша говорить — надо поощрять. Особенно это касается необщительных детей.
Ребенок старается говорить
Если ребенок старается что-то сказать, наберитесь терпение и выслушайте его, и вдобавок очень важно при этом показать, что вы рады его выслушать. Повторимся — помните, что на начальном этапе формирование речи стимулируется положительными эмоциями!
Правильное произношение в начале — не самое главное, поэтому не настаивайте на этом, а если хотите исправить малыша, не делайте это в резкой форме. Вы можете развить в малыше неуверенность в себе и вызвать его нежелание общаться. Старайтесь говорить с ребенком четко, так, чтобы он понимал, что данное слово означает именно этот предмет. Что бы малыш быстрее запоминал значение слов, сначала старайтесь называть один и тот самый предмет, не употребляя синонимов.
Обращайте свое внимание на то, что в данный момент интересует ребенка: это будет способствовать более скорому усвоению новых слов. Безразлично, если какое-то слово, которое произносит ребенок, означает не один определенный предмет, а разные, но чем-то похожие, например: по цвету или форме. Отнеситесь к этому с согласием, но обязательно исправьте ребенка.
Для малыша услышанный язык неотделим от общения с любым человеком. Больше того, у ребенка должно быть желание с ним общаться. Для развития активной речи недостаточно, если он будет слушать магнитофон или будет смотреть телевизор.
Иногда тяжело отказать себе в удовольствии «переименовать» знакомый предмет или игрушку вслед за малышом (иногда дети настолько метко дают им название, что с ними тяжело не согласиться). Безразлично, если это будет один-два любимых предмета. При условии нормального воспитания ребенка это не повлияет на его дальнейшее развитие и формирование речи. Важно лишь, чтобы это не стало привычкой: наследуя вашего ребенка и переходя на «его язык», вы можете замедлить становление правильного произношения малыша. То самое наблюдается, если малыш часто остается сам — один.
Познавательная статья. Моему полтора годика, очень много говорит. Плохо получается, но зато сколько у меня от єтого положительных эмоций!
Моей дочери чуть меньше, но радость от ее лепетания огромная. 🙂
а у нас проблема. 2 года. Говорит слогами причем теми на которые падает ударение(((
andre, это вполне исправимо, не переживайте. Для двух лет — это нормально. Пройдет немного времени и ваш малыш будет прекрасно разговаривать.
Постарайтесь в ненавязчивой форме (играя или просто беседуя) показать малышу как нужно выговаривать то или иное слово — возможно это ускорит процесс развития речи.
andre, в 2 года мой пупсенок тоже говорил вместо слова слог под ударением, например, БА вместо СОБАКА. Через 2-3 месца стал говорить БАКА, теперь, в 2,5 года говорит АБАКА. Думаю, скоро услышу полное звучание этого слова (и других)